В истории нашей страны и всего мира две декабрьские даты неразрывно связаны между собой: 21 декабря — день рождения Иосифа Виссарионовича Сталина и 30 декабря — день создания Союза Советских Социалистических Республик. Перефразируя известную поэтическую формулу, можно сказать, что
СССР и Сталин — близнецы-братья. Становление и развитие Советского Союза, его величайшие, общечеловеческого значения, победы и достижения неразрывно связаны с именем Сталина. Сегодня, через 60 лет после гибели Сталина и через 22 года после гибели СССР, эти победы и достижения стараются забыть и замолчать, а когда подобное совершенно невозможно — исказить и оболгать.
Одной из самых «благодарных» тем для такой фальсификации сегодня являются межнациональные отношения внутри Советского Союза, сообщества социалистических стран, а также межвоенного и послевоенного мира ХХ столетия в целом.
«Национал-демократы» всех мастей именуют русских советского и, в особенности — сталинского периода — «агрессорами» и «оккупантами», не уставая оплакивать «репрессированные народы», «катыни» и «голодоморы». У «истинно русских» «националистов» свой список претензий к «отцу народов»: от уничтожения «национальной русской элиты» до «передачи исконно русских территорий инородным республикам». Масла в огонь подливают нынешние многочисленные межнациональные и межгосударственные конфликты на «постсоветской» территории. Корни которых, разумеется, ищут прежде всего в «ошибках и преступлениях Сталина». А все нынешние олигархи, политики и агенты влияния, само собой, тут совсем ни при чём…
Но в результате, даже помимо их воли, всё равно получается, что именно
«товарищ Сталин» определил собой лицо всего прошлого века, в том числе — по национальному вопросу. В первом советском правительстве он до июля 1923 года занимал пост народного комиссара (министра) по делам национальностей РСФСР, поскольку считался (и действительно был) главным специалистом партии большевиков в этой сложнейшей и тончайшей сфере отношений. Грузин по происхождению и по языку (его стихи вошли в антологию грузинской поэзии 1907 года и в учебник грузинского языка 1916 года издания), выросший на многонациональном российском Кавказе, он знал реалии национального вопроса не понаслышке. А практика революционной деятельности придала этому знанию идейно-политическое измерение.
Крупнейшей ранней теоретической работой Сталина в этом направлении был «Марксизм и национальный вопрос», написанный в 1913 году во время пребывания Иосифа Виссарионовича в Вене — высоко оцененный почти всеми лидерами российской социал-демократии, в первую очередь Владимиром Ильичом Лениным, этот труд стал фундаментом национальной политики большевиков. Утверждения о том, что Сталин писал его чуть ли не под ленинскую диктовку, не выдерживают никакой критики: чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с предыдущими статьями и заметками Сталина, затрагивающими национальный вопрос применительно к практике революционной партии (самая первая — «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» датирована 1904 годом). Национальная проблематика всё время оставалась в центре сталинского внимания, а одной из последних его работ была тесно связанная с данной проблематикой брошюра «Марксизм и вопросы языкознания» (1950).
Вся послевоенная история человечества проходит под знаком Организации Объединенных Наций — международного института, в основу которого положены многие советские, а значит — сталинские принципы межнациональных, международных и межгосударственных отношений. Неоспоримые социально-экономические и военно-политические успехи СССР сталинского периода, еще более впечатляющие на фоне «новой России», делают неизбежным обращение к опыту и творческому наследию «отца народов».