Возможные украинские корни Мирей Матье Статья из газеты «Московский комсомолец в Красноярске» (декабрь 1997 г.)
СУНДУК ТЕОДОРЫ,
или Почему Мирей Матье украинских песен не поёт
...В эту маленькую квартирку в центре Красноярска меня привела одна удивительная история, которой можно верить, можно не верить -- это смотря как относиться к известной фразе про тесноту мира.
МОЯ двоюродная бабка -- мы её зовем тетей Тоней -- большая энтузиастка по части сохранения отношений со своими подругами детства и юности. Каждую из них она считала человеком необыкновенной судьбы и всё призывала меня рассказать о ком-нибудь из них в газете. И хотя все они действительно прожили нелёгкую жизнь, начав отсчёт взрослых лет с войны, их судьба -- отражение миллионов похожих жизней. Но тем не менее однажды тётя Тоня все-таки меня "купила" вдохновенным рассказом о том, что у одной из её многочисленных подруг хранятся интересные фотографии, среди которых есть снимки французской певицы Мирей Матье в детском возрасте. Разумеется, я тут же связалась с Лидией Тихоновной Пановой и напросилась к ней в гости.
И вот мы сидим, перебирая фотографии в больших альбомах, и аромат иных миров и времён окутывает нас, унося из тесноты "хрущёвки" к другим берегам.
Сама Лидия Тихоновна к этим снимкам никакого отношения не имеет -- она всю жизнь прожила в Красноярске. Но её сын женился на внучке некой Теодоры Степановны Кузьма, по расссказам которой выходит, что в жилах французской певицы Мирей Матье течёт наполовину славянская кровь.
В годы войны тысячи украинцев были вывезены гитлеровцами на принудительные работы в Германию. Так и сама Теодора (в первом замужестве Болотная), и многие другие её земляки из Тернопольской области оказались вдали от своей Тернопольщины. Окончание войны она встретила в концлагере Дахау, откуда её освободили американцы.
Как складывалась жизнь Теодоры Болотной, в подробностях мы не знаем. Но муж её и один из сыновей погибли на фронте, второй сын, так же как и она, был угнан в Германию, где погиб при сопротивлении, а о третьем она никаких вестей не имела. После войны она оказалась в Италии, где прожила два года. Потом перебралась в Англию, где и вышла замуж за своего земляка которого звали Теодор Кузьма. Вот так Теодор и Теодора начали свою совершенно новую жизнь на чужбине.
Я думаю, вернись Теодора назад на родину, то вместо добротного двухэтажного кирпичного дома с красивой кованной оградкой её ждали бы сталинские бараки, колючая проволока на высоких заборах да лесоповал... А так Теодора высылала оставшейся в Союзе родне фотокарточки с видами своего дома, на которых выводила своей неграмотной рукой: "Наша хата в Дьюсберри." (К габаритам этой "хаты" наши новые русские только сейчас подбираются!).
Супруги Кузьма жили, по всей видимости, счастливо и весело, как и вся Европа, уставшая от войны и ненависти. Они ездили в гости к родне и друзьям в Югославию, в Италию и во Францию, о чём свидетельствуют многочисленные фотографии, запечатлевшие эти радостные встречи.
Во Франции, в небольшом городке, жил племянник мужа Теодоры по фамилии Матвей, имевший многочисленное семейство. Когда он менял после войны документы, то чиновник перекроил славянскую фамилию на французский лад.
Так и появилась фамилия Матье (Хотя не исключена и другая версия.) А Теодора Степановна стала крестной матерью одной из дочерей этого Матье.
Судя по многочисленным снимкам, встречи родственников были нередки. И на каждом из них есть маленькая темноволосая большеглазая девочка.
Домашние звали ее Марылиня. Записи на обратной стороне фотографий проливают мало света на запечатлённые события. Но вот на одной из них, где девочке лет семь, написано:
"Марылиня з татой у Парижи". Отец и дочка стоят на фоне Эйфелевой башни, окутанной лёгкой дымкой.
https://vk.com/topic-150236_27055379